Монте́нь Мишель де (Montaigne) (1533-1592), французский философ-гуманист и писатель. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, Монтень исследует текучесть и противоречивость человеческого характера.
* * *
МОНТЕНЬ Мишель де - МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. Книга эссе «Опыты» (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики (см. СХОЛАСТИКА) и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
* * *
МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.
Жизненный путь. Образование
Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии «политиков», которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).
Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.
Творчество
К труду своей жизни, «Опытам» (Essais), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги «Опытов». В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. «Путевой дневник» (Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов». Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).
Жанр «Опытов»
«Опыты» непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа «Заметок», «Рассуждений», «Записок», «Памяток», повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего «Опыты» напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) и Ф. Гвиччардини (см. ГВИЧЧАРДИНИ Франческо), несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими «Опытами» Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.
Философия
Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон (см. ПИРРОН)), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ), Вивеса (см. ВИВЕС Хуан Луис), Агриппы Неттесгеймского (см. АГРИППА Неттесгеймский). Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги «Опытов» - своего рода трактат в трактате, - названная «Апология Раймунда Сабундского»; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его «Естественного богословия», которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - «заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума». По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием.
Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с «Опытами» слышна в «Гамлете», а также в поздних пьесах Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям), у которого был экземпляр «Опытов» в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)).